Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» признана экономически неэффективной

0
987

К такому выводу пришла Счетная палата России

 

Счетная палата провела анализ работы особых экономических зон и вновь пришла к выводу, что принимаемых мер для того, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным, недостаточно. На сегодняшний день все еще существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ.

В период с 2005 по 2017 годы на основании постановлений Правительства РФ было создано 36 особых экономических зон (ОЭЗ) на территориях 31 региона.

Одна из важнейших проблем — документ стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территорий России не утвержден. «Его отсутствие является причиной непроработанных управленческих решений, приводящих в ряде случаев к использованию бюджетных средств без достижения требуемого результата», — заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. В результате в 2010-2017 годах в связи с неэффективностью функционирования ОЭЗ и непроработанными управленческими решениями досрочно прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых из федерального бюджета было направлено более 4,5 млрд руб. Получается, что указанные средства были использованы без достижения требуемого результата.

По состоянию на 1 сентября 2018 года на территориях 22 регионов существуют 25 особых экономических зон (ОЭЗ).

В период с 2006 по 2018 годы общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 131,4 млрд рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 69,8 млрд рублей.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры на 1 января 2018 года за счет всех источников оценивается в 491,9 млрд рублей, в том числе за счет бюджетных средств – в 254 млрд рублей.

При этом не определены источники финансирования строительства объектов на сумму 197,8 млрд руб. «Существуют риски их финансирования в последующем за счет средств федерального бюджета», — пояснил аудитор. По сравнению с 2017 г. стоимость объектов инфраструктуры, необеспеченных финансированием, увеличилась в 2,6 раза.

По словам аудитора, одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития, органами исполнительной власти регионов, а также управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению ОЭЗ. Так, (на 1 июля 2018 года) перечни объектов инфраструктуры не утверждены по 12 из 20 ОЭЗ, по которым заключены соглашения о передаче полномочий по управлению субъектам Российской Федерации. Создание и развитие ОЭЗ осуществлялось достаточно медленно, в том числе затягивались сроки строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в ряде случаев приводило к росту стоимости строительства.

На 1 июля 2018 года порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ не утвержден. Созданные объекты инфраструктуры в ряде случаев не эксплуатируются в основном по причине невозможности обеспечить необходимую нагрузку, соответствующую проектной мощности указанных объектов. Доля загрузки объектов инфраструктуры ОЭЗ ориентировочно составляет 48%.

Доля используемых резидентами земельных участков в общей полезной площади особых экономических зон также достаточно низкая и составляет по состоянию на 1 января 2018 года ориентировочно 38%, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении со стороны управляющих компаний и регионов.

За 12 лет общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 292,1 млрд рублей. В то же время наибольший объем (66,7%) привлечен резидентами трех ОЭЗ: в Республике Татарстан («Алабуга»), в Липецкой области, в Санкт-Петербурге.

С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными 10 из 25 действующих ОЭЗ, в том числе: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». Объем средств федерального бюджета, направленных на их финансирование — 55,1 млрд рублей, объем привлеченных инвестиций – 7,6 млрд рублей.

«Условно эффективными можно признать деятельность только некоторых ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, в Санкт-Петербурге, так как в основном по данным зонам объем осуществленных резидентами инвестиций существенно превысил объем вложенных средств федерального бюджета. Однако данные ОЭЗ изначально создавались в субъектах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом», — отметил Сергей Агапцов.

По мнению Счетной палаты, Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ требуют доработки, так как исходя из используемых Минэкономразвития показателей невозможно оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ. Плановые и фактические показатели отчета Минэкономразвития об оценке эффективности функционирования особых экономических зон не соответствуют госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».

По результатам проверок установлены и иные недостатки и нарушения, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон.

Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

По информации Счетной палаты России

Фото: ulgov.ru

Оцените новость:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Кто хочет оперативно получать новости - подписывайтесь на наш Телеграмм канал.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here