Это не роскошь… Brandergofer: 92 года назад по улицам Ульяновска отправились в рейс первые автобусы

0
378

25 сентября 1926 года (возможно, 26-го числа, даже в одном источнике, как увидим далее, имеются разночтения) по улицам Ульяновска отправились в рейс первые автобусы. Это были три 14-местных машины фирмы «Фиат». Газета «Пролетарский путь» в этот день напечатала объявление:

ОТКРЫТИЕ АВТОБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ
Комбинат горпредприятий с 25 сего сентября открывает автобусное движение по следующим маршрутам:
1. Ленкоранские казармы через Гончаровскую, Покровскую к вокзалу «Ульяновск-1» и обратно. Расстояние в один конец составляет три станции.
2. Конец Ново-Казанской [Гагарина] через Ярмарочную и Базарную площади к пристани и обратно. 4 станции в один конец.
3. Вокзал «Ульяновск-1» через базар, Дворцовую к пристани и обратно. 4,5 станции в один конец.
В праздничные и воскресные дни первый из маршрутов будет продолжен до Киндяковской рощи.
В будничные дни автобусы будут курсировать приблизительно с 8 ½ до 11 часов утра и с 3 до 8 часов вечера; в праздничные и воскресные дни с 8 ½ до 11 ½ часов ночи.
Тарифы за проезд на расстояние: 1 станции – 8 коп., 1,5 станции – 11 коп., 2 станции – 14 коп.
***
Несомненно, это событие для города, в котором все автомобили можно было пересчитать по пальцам, представлялось совершенно неординарным. Рядом с объявлением газета 25 сентября 1926 года опубликовала заметку, настолько любопытную, что стоит привести ее дословно:

О ДВИЖЕНИИ АВТОБУСОВ В УЛЬЯНОВСКЕ
22 сентября комиссия комбината городских предприятий под председательством инж. Мельникова провела испытание автобусов, купленных для г.Ульяновска. Испытание дало вполне благоприятные результаты. Автобусы системы «Фиат» 15-20 сил на 14 мест показали хороший ход. Ходят автобусы на чистом бензине. Все три автобуса начнут функционировать по городу с воскресенья 26 сентября. Стоимость проезда за одну станцию – 8 коп., за следующие по 3 коп. Весь проезд от конца Мартыновой [Радищева] улицы около Ленкоранских казарм до ж.д. вокзала будет стоить примерно 20 коп. Автобусы приспособлены и для перевозки багажа пассажиров, для которого предназначено место наверху автобусов.
В связи с тем, что автобусы в Ульяновске появляются впервые, лошади их боятся и, не всегда будучи взнузданными, берут в сторону, опрокидывают пассажиров и груз, в т.ч. бьющийся (яйца, пиво, вино и др.). Вместе с тем уже сейчас наблюдаются случаи, когда уличные мальчуганы забрасывают автобусы камнями и бросаются к ним, не опасаясь быть раздавленными, что очень возможно. Несколько собак и куриц автобусами уже раздавлено. Если со стороны горсовета не будут приняты предупредительные меры, возможны несчастья и с людьми.
Необходимо издать обязательное постановление, с одной стороны, обязывающее всех извозчиков и приезжающих в город крестьян иметь лошадей взнузданными; с другой стороны – следует строго урегулировать уличное движение (правая – левая сторона) и под угрозой ответственности воспретить всякие хулиганские выходки по отношению к автобусам.
***
В сообщениях не указано, какой именно модели были эти «Фиаты». Не удалось обнаружить и фотографий первых ульяновских автобусов. С большой долей уверенности можно предположить, что это были машины на базе легких грузовиков «Фиат-502Ф» — «Фиат-505Ф». В середине 1920-х годов 14-местные, с тентовой или деревянной крышей автобусы как итальянского производства, так отечественной сборки на шасси этих моделей появились во многих городах СССР: Киеве, Минске, Воронеже, Казани, Пензе и т.д. (фото 1) На нижнем снимке запечатлен уже видавший виды «Фиат-502Ф» в Свердловске в 1928 году.
В Ульяновск «Фиаты» прибыли по Волге из Самары. Под автобусный гараж и мастерские были отведены здание и двор бывшей женской тюрьмы на Венце (когда-то дом В.М.Карамзина). Место за рулем ульяновских автобусов заняли три «шоффера»: В.И.Богоявленский, М.П.Афанасьев и ответственный «шоффер-кондуктор» П.А.Дроздов. После проведенных испытаний машин заведующий комбинатом городских предприятий (с 1927 г. горкомхоз) В.З.Неудачин издал приказ: «…25 сентября 1926 года назначаю днем открытия автобусного движения».
Рассматривая описанную выше схему маршрутов, можно отметить: с учетом ограниченного числа единиц транспорта она была составлена весьма грамотно. Линии движения, проходя через центральные улицы и места торговли, связывали отдаленные районы и «ворота города». По выходным можно было проехать даже в популярное место отдыха – Киндяковскую рощу. Что же касается стоимости проезда, то следует иметь в виду: средняя заработная плата в то время не доходила до 30 руб. в месяц. Позволить себе поездку в общественном транспорте мог не всякий. Случалось, в автобусе «богатые» кавалеры катали дам, демонстрируя щедрость. И, тем не менее, желающих прокатиться с ветерком находилось немало. Небольшие автобусы, которых приходилось долго ждать (одна машина на маршруте), ходили переполненными.
В 1927 г. автобусный парк города пополнился тремя «Паккардами». Под еще одну единицу общественного транспорта приспособили грузовик. Инженер И.П.Суханов разработал проект автобусных остановок. К этому времени начала приобретать зримые черты и возникшая еще до революции мечта о прокладке трамвайных путей. Казалось, общественному транспорту Ульяновска уготовано светлое будущее. Но… В 1928 году Ульяновск лишился статуса губернского центра, став сначала «столицей» округа в составе Средне-Волжской области (края), а через 2 года заурядным райцентром. С оскудением финансового потока все мечты о развитии города пришлось надолго забыть. Можно было лишь пытаться сохранить «остатки былой роскоши» в условиях хронической нехватки средств.
Планы и явь… Проект развития Ульяновска, который в 1930-х годах разрабатывал институт «Гипрогор», предусматривал наличие в городе 90 автобусов и пуска трамвая со 190 вагонами. А отчет за 1931 год констатировал: «Все автомашины с изношенностью 90%… Заявок на запчасти и резину снабжающие органы не принимают… К концу года из семи автомашин эксплуатировалась одна…». В январе 1933 года автобусное движение прекратилось за отсутствием машин, способных двигаться. Тогда же гараж возглавила Е.М.Самсонова – известная «Самсониха», одновременно руководившая ассенизационным обозом. Ее неукротимым напором через год движение удалось возобновить. На два маршрута вышли три «реанимированных» машины и еще одна, «собранная из деталей сломанных автобусов, не поддающихся починке».
Понятно, что латание дыр могло лишь ненадолго поправить ситуацию. Евдокия Михайловна решила использовать главный козырь Ульяновска – родины вождя пролетариата. Осенью 1935 года она отправилась в Москву и добилась приема у члена ЦИК СССР, сестры В.И.Ленина Марии Ильиничны Ульяновой. Благодаря этому Ульяновск получил два новых автобуса, вышедших на линию в 1936 году. Фотография одного из них помещена в «Пролетарском пути» от 18 апреля 1936 года (фото 2). Судя по снимку, это «ЗИС-8», выпускавшийся в середине 1930-х гг., распространенный в то время городской автобус. Две этих машины составляли весь автопарк общественного транспорта Ульяновска и обслуживали единственный маршрут «Вокзал – пристань».
Видимо, незадолго до войны в деле автобусного сообщения наметились некоторые подвижки, т.к. в 1939 году было образовано автотранспортное предприятие – «Ульяновская межрайонная автотранспортная контора», предшественник ПАТП-2, сменившая затем ряд наименований. По некоторым источникам в эксплуатации этого предприятия находилось 6 автобусов «АМО-Ф15», что вызывает некоторые сомнения. Эта модель выпускалась в конце 1920-х гг. в очень ограниченном количестве – не более 200 машин. Как могли попасть в Ульяновск редкие, давно снятые с производства и изрядно устаревшие автобусы – не очень понятно. И куда делись новые «ЗИС-8»?
С окончанием войны Ульяновск, ставший в 1943 году областным центром, начал постепенно решать копившиеся годами проблемы. И организация системы общественного транспорта была одной из первоочередных задач. На снимках А.И.Маркелычева, сделанных к 300-летию города в 1947 году, можно видеть автобусы, курсировавшие в то время по Ульяновску. Это «ЗИС-16», выпускавшиеся в Москве в 1938-1941 гг., вмещавшие до 34 пассажиров и ставшие характерной чертой советских городов в предвоенные и первые послевоенные годы (фото 3).
С пуском трамвая в 1954 году он быстро стал основным видом общественного транспорта, как и предусматривалось генеральным планом 1946 года. Но и автобус не сдавал своих позиций. Он был незаменим для связи с речным портом, сообщения между периферийными районами города; а с постройкой в 1957 году автогужевого моста связал правобережную часть с Заволжьем. Автомобиль еще не превратился из роскоши в доступное средство передвижения, и любой вид общественного транспорта оставался востребованным. Редко на какой из фотографий ульяновских улиц того времени в кадр не попал автобус, а то и целая их вереница (фото 4).
На большинстве этих снимков запечатлен «ЗИС-155», самый распространенный автобус середины 50-х – середины 60-х годов. Порой можно увидеть и другие модели. В середине 1957 года в Ульяновск поступили новые комфортабельные автобусы «ЗИЛ-158», о чем сообщала областная газета (фото 5). Их выпуск начался именно в 1957 году, видимо, в Ульяновск попали одни из первых машин этой модели.
И все же автобусов городу, существенно приросшему территорией и населением, катастрофически не хватало. К концу 60-х в Ульяновске по-прежнему был всего один автобусный парк, насчитывающий примерно 200 машин. С учетом ожидавшегося в год 100-летнего юбилея В.И.Ленина наплыва туристов такая ситуация внушала большую тревогу. И в 1969 году Минавтотрансом РСФСР было принято решение о строительстве второго автотранспортного предприятия. В юбилейном Ульяновске жителей и гостей города, наряду со старыми автобусами, развозили новинки того времени – представительные «Икарусы 180» и «556» , с «гармошкой» и без (фото 6). Их поставки в СССР начались с 1968 года, с 1969-го осуществлялись на регулярной основе.
К началу 1990-х в Ульяновске насчитывалось пять пассажирских автотранспортных предприятий во всех районах города. Кроме «Икарусов-260» и «280» в них эксплуатировалось большое число «ЛиАЗов» и «ЛАЗов» разных моделей. В 1992 году уже несколько поредевший автобусный парк превышал 1,5 тысячи машин. К 2005 году их осталось немногим более 500, в большинстве – «дышащих на ладан». В 2006-м все городские автотранспортные предприятия объединены в одно – ПАТП-1. История, сделав круг, вернулась к отправной точке.
Дальнейшее хорошо известно и не нуждается в описании. Да, собственно, то, что было потом и то, что имеет место сейчас, – это уже не история, а «послеистория» ульяновского автобуса. Все предпринимавшиеся попытки реанимировать автобусное движение в городе имели один и тот же итог: больной скорее мертв, чем жив.
Признаться, я не сторонник не раз провозглашенного административного подхода в этом вопросе: в приказном порядке заменить маршрутки большими автобусами, пусть даже эта идея имела бы финансовое подкрепление. Каждый из этих видов транспорта имеет свои плюсы и минусы, каждый – в нормальной ситуации – может занимать свою нишу. А если все же случится вытеснение одного другим, то пусть это произойдет не по приказу сверху, а в результате честной борьбы, победителя в которой определят горожане – своим кошельком. Но сейчас у людей нет выбора. Маршрутки побеждают (победили?) не потому, что они лучше, а за отсутствием соперника.
***
Использованы материалы: газет «Пролетарский путь», «Ульяновская правда»; публикаций И.Э.Сивопляса («Симбирский курьер» 16.10.1999; «Ульяновская правда» 25.09.2001; «Дыхание земли» 1.11.2006; «Ульяновск сегодня» 18.05.2007) и др.
__________________________
В середине 1920-х годов автобусы на шасси легких грузовиков «FIAT-502F» появились во многих городах Советского Союза. Надо полагать, именно такие «Фиаты» вышли и на улицы Ульяновска в сентябре 1926 года.

Один из двух автобусов, полученных Ульяновском в 1936 году благодаря обращению к М.И.Ульяновой.
Фото А.И.Маркелычева, «Пролетарский путь» от 18 апреля 1936 года.

После войны по улицам Ульяновска ходили «ЗИС-16», попавшие на фотографии А.И.Маркелычева 1947 года.

Автобусы на улицах Ульяновска: Гончарова, Автозаводской и Советской. 1950ые-1960ые годы.

В Ульяновск поступили новые автобусы «ЗИЛ-158».
Фото И.Мусатова, «Ульяновская правда» от 31 августа 1957 года.

Старые еще «Икарус-180» (сочлененный) и «556» — белые с красной полосой. Начало 1970-х.
Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», изд-во «Прогресс», 1973.

«Икарус» маршрута №20 на улице К.Маркса. Январь 1999 года. Фото А.Крылова.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.1590, л.1

Автобусное «кладбище» на территории ПАТП-2. Февраль 2001 года. Фото В.Королева.
ГАНИ УО, Ф.5968, оп.1, д.1653, л.1.

Улица Гончарова, конечная станция «Центр». 2007 год.
Ю.Дорошенко, fotobus.msk.ru

Церемония вручения области новых автобусов. 8 октября 2009 года.
А.Мякишев, fotobus.msk.ru

Оцените новость:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...

Кто хочет оперативно получать новости - подписывайтесь на наш Телеграмм канал.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here